Главная Ввоз, вывоз валюты Письмо ГТК России № 17-12/50310 от 19 декабря 2002 года
 

Яндекс.Метрика

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 1125 гостей 
Печать E-mail

Письмо ГТК России № 17-12/50310 от 19 декабря 2002 года
О направлении документов

Направляется для использования в практической деятельности копия обращения Управления таможенных расследования и дознания ГТК России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу исчисления крупного размера контрабанды при возбуждении уголовных дел по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, предметом которой является иностранная валюта, и ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации на указанное обращение.
Данные документы необходимо довести до всех сотрудников правоохранительного блока таможенных органов.

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
A.B.Константинов



Приложение
к письму ГТК России № 17-12/50310 от 19.12.2002 г.
Письма ГТК России № 17-11/30107 от 26 июля 2002 года
Об определении предмета преступления

В настоящее время продолжается практика неправильного исчисления крупного размера контрабанды при возбуждении уголовных дел по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, когда у физического лица при вывозе иностранной валюты помимо декларированной валюты обнаруживается иностранная валюта, которая не была задекларирована. Это связано с неверным, на наш взгляд, определением предмета преступления, который в указанных случаях исчисляется исходя из всей суммы перемещаемой иностранной валюты, а не той ее части, которая незаконно вывозится из Российской Федерации.
В связи с изложенным, ГТК России считает необходимым сообщить свою позицию.
В соответствии со статьей 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние.
Общественная опасность деяния, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, заключается в перемещении в крупном размере через таможенную границу товаров (в том числе валюты) одним из способов, указанных в диспозиции данной части статьи, то есть с нарушением установленного порядка перемещения товаров.
Следовательно, квалификация действий по перемещению товаров через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, абстрактного права на перемещение товара как такового.
Так, например, не является общественно опасным деянием и не может быть квалифицировано как контрабанда действие лица по декларированию всей вывозимой валюты, даже если ее сумма превышает предельные нормы, разрешенные к вывозу, либо если у него отсутствуют разрешительные документы на вывоз, поскольку в этом случае лицо выполнило свою обязанность по декларированию, тем самым, соблюдая установленный законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России порядок. Такая валюта не разрешается к вывозу таможенным органом и подлежит сдаче на временное хранение.
Кроме того, для квалификации противоправных действий по части 1 статьи 188 УК РФ необходимо также наличие такого обязательного признака объективной стороны состава преступления, как причинная связь между противоправным деянием (недекларированием или недостоверным декларированием) и возможностью перемещения товаров через таможенную границу. Говорить о том, что в действиях лица усматриваются признаки контрабанды, можно, только если недекларирование или недостоверное декларирование находились или могли находиться в причинно-следственной связи с решением таможенного органа о пропуске товаров через таможенную границу либо сделали или могли сделать возможным их беспрепятственное перемещение через таможенную границу. Заявление о товарах в декларации недостоверных сведений, которые не влияли или не могли влиять на принятие таможенным органом решения об их выпуске, состава контрабанды не образует, такое деяние являлось нарушением таможенных правил и подлежало квалификации по части 2 статьи 279 ТК РФ, а с 01.07.2002 в соответствии с КоАП РФ вообще не является противоправным деянием.
В рассматриваемой ситуации общественная опасность деяния заключается в вывозе части валюты без указания ее в декларации, и связана она с тем, что фактически эта сумма валюты скрывается от таможенного контроля. Тем самым, лицом создается возможность вывоза валюты в том случае, когда при условии достоверного декларирования такая валюта заведомо не была бы разрешена к перемещению через таможенную границу.
Преступный умысел лица при недостоверном декларировании вывозимой валюты, направлен как раз на неправомерное перемещение именно той части валюты, сведения о которой оно не указывает в декларации, что связано либо с тем, что у него отсутствуют разрешительные документы на эту сумму, либо с тем, что общая сумма вывозимой валюты превышает предельно допустимые нормы.
Исходя из изложенного, предметом преступления может являться только та сумма валюты, которая не была указана в декларации и в отношении которой требования по декларированию и таможенному оформлению выполнены не были, то есть та сумма, которая перемещалась противоправным способом.
В отношении же той части перемещаемой валюты, которая была указана в декларации, требования таможенного законодательства были выполнены, эта сумма может быть выпущена таможенным органом (при наличии разрешительных документов), и, следовательно, она не может включаться в предмет контрабанды.
Следуя той же логике, таможенные органы рассматривали и обязанность лица предоставить разрешительные документы на вывоз валюты, предусмотренные Положением Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2000 № 105-П/01-100/1.
Так, в случае вывоза валюты в сумме, в эквиваленте превышающей 1500 долларов США, но не превышающей 10 000 долларов США, таможенному органу подлежат сдаче документы только на сумму, рассчитываемую как разница между всей вывозимой суммой и суммой, равной в эквиваленте 1500 долларов США поскольку, в соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения, при вывозе валюты в сумме до 1500 долларов США представления разрешительных документов не требуется.
Правильность такого толкования порядка перемещения валюты была подтверждена Решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2000 № ГКПИ 00-1181 и окончательно закреплена на нормативном уровне Положением ЦБ России и ГТК России от 24.01.2002 № 177-П/01-100/1 "О внесении изменения в Положение Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2000 № 105-П и 01-100/1 (соответственно)".
Позиция же, заключающаяся во включении в предмет рассматриваемого правонарушения как не указанной в декларации суммы валюты, так и суммы валюты, о которой сведения по установленной форме были заявлены таможенному органу, по нашему мнению, противоречит не только таможенному законодательству, но и уголовно-правовым принципам законности и справедливости, способствует необоснованному возбуждению уголовных дел, существенно нарушает права граждан.
Полагаем, что с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций в описанном случае не будет соблюдаться конституционно закрепленный принцип справедливости наказания и, его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
Учитывая, что предмет правонарушения, выразившегося в заявлении таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты, является определяющим признаком при разграничении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, и нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 16.2 КоАП РФ, в целях предупреждения неправомерного привлечения к уголовной ответственности физических лиц прошу сообщить мнение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу.

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В.Константинов



Приложение
к письму ГТК России № 17-12/50310 от 19.12.2002 г.
Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 37д- 25-01 от 25 ноября 2002 года

Управлением по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры России рассмотрено Ваше письмо об определении предмета преступления, по уголовным делам возбужденным по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 188 УК РФ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Такой порядок вывоза иностранной валюты указан в Положении ЦБ России и ГТК России от 12 января 2000 г. № 105-П и №-01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" (далее Положение).
Однако в связи с нечеткой формулировкой п. 2.2 Положения, разрешающего физическим лицам - резидентам вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, превышающей в эквиваленте 1.500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10.000 долларов США была двойственная трактовка в определении предмета контрабанды и суммы валюты, подлежащей конфискации: а) суммы иностранной валюты, рассчитанной как разница между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и 1500 долларов США; б) всей суммы вывозимой иностранной валюты при выявлении факта не декларирования валюты (как декларированной, так и не задекларированной).
Поэтому Центральным Банком Российской Федерации и ГТК России 24.01.2002 внесены изменения в Положение "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2000 №-105-П и №-01-100/1 предусматривающие, что физические лица - резиденты, представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке Российской Федерации, на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разницу между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в эквиваленте 1500 долларов США.
Таким образом, в результате внесенных изменений в Положение, теперь конкретно указана сумма иностранной валюты, подлежащая декларированию, за исключением из нее иностранной валюты в сумме эквивалентной 1500 долларов США.
В связи с чем, полагаем, что при определении предмета преступления по уголовным делам, возбужденным по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 188 УК РФ, подлежит конфискации вся сумма иностранной валюты, не задекларированная в установленном порядке, с исключением суммы эквивалентной 1500 долларов.

Заместитель начальника управления
по надзору за исполнением налогового
и таможенного законодательства
Д.А.Полищук
 

Евразийский экономический союз